учебник
задачник
вход
РУС
ENG

Институты

 кейсы

 эссе

 задачи

 закрытые вопросы

 

Институты
кейсы

Ценовая война и проблема кооперации

ЦЕНОВАЯ ВОЙНА — цикл последовательных уменьшений цены конкурирующими на олигополистических рынках фирмами (см. Олигополия). Ценовая война является одним из многих возможных последствий олигополистического соперничества. Войны цен хороши для потребителей, которые могут приобретать товары по более низким ценам, чем раньше, но плохи для продавцов, так как ведут к уменьшению их прибылей. Ценовая война может продолжаться до тех пор, пока цена не упадет до уровня средних издержек производства. При этом общий рыночный выпуск будет таким же, какой имел бы место в условиях совершенной конкуренции.

Сотовые операторы развязывают ценовую войну в Москве

Как стало известно вчера, в Москве в продаже появились абонентские комплекты «Джинс-Pepsi» от компании МТС с $1 на счету по цене 1 руб. Это уже второе за последний месяц сверхдешевое предложение на столичном рынке сотовой связи: в начале марта компания «МегаФон» ввела тариф «Мобильный», в котором минута разговора стоит 1 руб. Эксперты не исключают, что в начавшуюся ценовую войну может включиться и «Вымпелком».

Эксперты, однако, не исключают, что появление сверхдешевого тарифа на рынке могло стать ответом МТС на действия оператора «МегаФон». В начале месяца компания представила тариф «Мобильный», главное новшество которого — единая цена на связь при внутрисетевых звонках и звонках на федеральные мобильные номера других сотовых операторов. До 30 апреля она откровенно демпинговая — 1 руб. за минуту при себестоимости мобильной связи на уровне 1,4—1,6 руб. По информации Ъ, с 1 мая цены в тарифе «Мобильный» заметно вырастут — до 1,9 руб. за минуту, однако при этом останутся в 1,5—2,5 раза ниже цен в самых дешевых тарифах МТС и «Вымпелкома».

В «Вымпелкоме» вчера действия конкурентов назвали откровенно демпинговыми и заявили, что компания не собирается снижать свои тарифы в Москве или дешево продавать контракты. Однако эксперты считают, что оператору придется каким-либо образом реагировать на действия конкурентов. «С 1 июля начнет действовать принцип сохранения номера при переходе от одного мобильного оператора к другому, — говорит Борис Овчинников из J`Son & Partners. — Это спровоцирует многих абонентов поменять оператора. Качество связи в столице у всех примерно равное, и потребитель будет выбирать именно по цене».


Вопрос

Выбор ценовой стратегии и проблема кооперации.

  • Постройте матрицу игры для двух компаний — сотовых операторов (пусть в данный момент времени каждая из них решает, снизить ей тарифы или нет).
  • Найдите равновесие (равновесия) в чистых стратегиях.
  • В чем здесь заключается проблема кооперации?
  • Какие способы ее решения Вы можете предложить?

Ответ

Пример матрицы, иллюстрирующей проблему кооперации в данной ситуации:

 
Сотовый оператор 2
Снижать тарифы
Не снижать тарифы
Сотовый оператор 1  
Снижать тарифы
7,5; 7,5
12; 4 
Не снижать тарифы
4; 12 
10; 10 

Пояснения к матрице:

Прибыль компании = стоимость минуты  количество абонентов  количество минут — издержки.

Предположим для простоты, что издержки равны нулю, а каждый абонент говорит одинаковое количество минут.

Пусть на рынке сотовых услуг есть 10 клиентов, и две компании делят их между собой поровну. Изначальная цена — 2 рубля за минуту.

Если компания 1 назначит более низкую цену (скажем, 1,5 рубля за минуту), к ней перейдут еще 3 клиента, и у компании 2 останется только 2 клиента (тариф компании 2 по-прежнему составляет 2 рубля за минуту).

Если обе компании назначат низкий тариф, то они опять же поделят клиентов поровну, но уровень прибыли каждой из них окажется ниже.


Сноски

http://www.comarket.ru/voc/cenovayavoyna.htm

Коммерсант

(http://www.adme.ru/adnews/2006/03/24/5673.html)


О проекте
Руководство пользователя
Авторский коллектив
Контакты
Задачник
Учебник
Видео
Форум
Бумажный учебник
Мы в СМИ
Загрузить Econline
Лицензионное соглашение
Технологии