учебник
задачник
вход
РУС
ENG

Институты

 кейсы

 эссе

 задачи

 закрытые вопросы

 

Институты
кейсы

Влияние культуры на развитие музыкальной отрасли в Турции

Песня из Бейоглу

Турецкая музыкальная индустрия упрямо сопротивляется концентрации и глобализации. Несмотря на скромные доходы и разгул пиратства, такая стратегия поддерживает развитие национальной музыкальной традиции и поток истинных, а не «фабричных» талантов.

… Местная уличная жизнь просто завораживает. Можно гулять сутками. Ну или, с поправкой на бесконечный дождь, часами. Вокруг площади Таксим десятки музыкальных магазинов. Таркан уже не в моде. Большое внимание традициям. Много национальной музыки, прежде всего, конечно, местной, турецкой, и мало космополитичной попсы…

Турция — очень музыкальная страна, с большими традициями, законодатель музыкальной моды и стилей на Балканах и Ближнем Востоке. Здесь масса исполнителей, очень конкурентный музыкальный рынок, полторы сотни рекорд-лейблов, два целиком локальных музыкальных телеканала, активная ротация в рейтингах исполнителей. По доле местного репертуара в совокупных продажах Турция в числе мировых лидеров: свыше 90% физических продаж приходится на произведения местных исполнителей. Аналогичные уровни патриотичности слушателей только в арабских странах, Индии и США.

До сих пор половина физического объема продаж музыки в Турции осуществляется на кассетах. Активный процесс массового перехода на CD развернулся здесь лишь в последние два-три года. Снижение продаж музыки на традиционных носителях (CD, DVD и кассетах), наблюдающееся в мире последние четыре года, затронуло и Турцию. Хотя в денежном выражении рынок сжался в прошлом году на 11%, физический объем официально зарегистрированных продаж упал на 30%. Сопоставление двух цифр свидетельствует об интенсивном переходе слушателей с дешевых кассет на более дорогие и качественные CD.

Турецкий музыкальный рынок крайне раздроблен. На нем работают около полутора сотен независимых рекорд-лейблов. Причем на десять крупнейших фирм приходится лишь чуть более половины продаж. Концентрации рынка не происходит. Почему? Это ведь так странно в западной бизнес-логике, что более успешные и богатые компании не поглощают слабых и мелких. Почему, например, местные «дочки» западных музыкальных грандов — Universal, EMI, Sony и Warner — не олигополизировали до сих пор местный рынок?

Секрет нам открыл Шемсеттин Гокташ, руководитель Sony BMG Music Turkey: «Действительно, львиная доля фирм имеет одного-двух талантливых исполнителей, может довольно редко выпускать диски, но при этом остается на рынке. Не умирает, ни с кем не сливается. Дело в том, что у людей есть большой другой бизнес — текстиль, строительство, банки, все, что угодно, а музыка — побочный бизнес. Хозяевам часто неважно, будет прибыль или нет. Как поглощать такие звукозаписывающие компании — непонятно. Они абсолютно непрозрачны, это куски больших частных семейных бизнесов».

Однако у такой атомистичной структуры рынка есть и плюсы. Барьер входа на рынок для молодых исполнителей невелик. Практически каждый мало-мальски одаренный музыкант имеет шанс заключить контракт хотя бы на один диск с мелкой фирмешкой и получить доступ (или хотя бы рекомендацию плюс небольшие деньги) к студии, концертной и рекламной поддержке. «Хотя есть и обратная сторона медали, — продолжает г-н Гокташ. — Мелкие фирмы не могут выращивать таланты, долго возиться с ними, делать их популярными. Если первый же диск исполнителя продан удачно, фирма продолжает с ним работать. Если нет, контракт не продлевается». Видимо, именно этим объясняется гигантская ротация молодых исполнителей популярной турецкой музыки.

«За будущее турецкой музыки я не беспокоюсь, — говорит Али Озульке, глава Pasaj Muzik. — Конечно, влияние и западной, и арабской музыки у нас чувствуется, но турецкая эстрада сохраняет свой собственный неповторимый колорит. Она просто не может раствориться — слишком глубокие традиции, уникальные музыкальные инструменты и древние стили. Все-таки музыка — это не McDonald`s, ее нельзя просто так формально тиражировать по миру».

Мустафа Карахан, основатель и владелец одного из ведущих турецких рекорд-лейблов TMC Muzik:

— То есть музыкальный рекординг, продажа записей и концерты не приносят вам прибыли?

— Иногда приносят, иногда нет. Прибыль в этом секторе не является для нас главным ориентиром. Наша цель не развлекать публику, а вдохновлять людей, вселять в их сердца добро, оптимизм, веру в их собственную уникальность. Требования к музыке у нас очень высокие. Потому что музыка формирует молодежь. Мы ответственны за их будущее, поэтому мы ответственны за ту музыку, которую они слушают. Независимо от того, насколько она коммерчески успешна.

Певцы, которые работают по контракту со мной, занимаются только музыкой. Они не продают свою личную жизнь журналистам и газетам. Рекламируется только сделанная работа. Мои исполнители принципиально не делают концертов под фонограмму. Я работаю с чувствами, эмоциями. Если даже контракт не нарушен формально, но я узнаю о неэтичном поведении исполнителя (публичный скандал, наркотики и прочее), я разрываю с ним всяческие отношения. Пусть даже неустойку выплачу по суду, но больше с таким человеком я работать не буду.

Вопрос

Каким образом культурные ценности оказывают влияние на развитие турецкого музыкального рынка? А что влияет (повлияло) на формирование самих культурных ценностей?

Сноски

Ивантер А. Песня из Бейоглу // «Эксперт». № 12 (506), 27 марта 2006 г. 

(www.expert.ru/world_business/2006/03/tureckaya_muzykalnaya_industriya).

Бейоглу — район Стамбула на северном берегу Золотого Рога, новый город напротив Старого Константинополя. Здесь издавна селились иностранцы и иноверцы.

http://www.stambul.ru/pages/?pid=163).
О проекте
Руководство пользователя
Авторский коллектив
Контакты
Задачник
Учебник
Видео
Форум
Бумажный учебник
Мы в СМИ
Загрузить Econline
Лицензионное соглашение
Технологии